Летопись
земли Завалинской
«…Любовь к родине начинается не с абстрактных понятий, а с привязанности к тому, что повсечасно окружает нас: к вязу под окном родительского дома, к светлой речке, куда бегали в детстве ловить пескарей, к сосновому бору, чей шум слышал в ветряный день, ко всем близким и милым людям, кому отдана наша любовь. Поэтому знать природу своего края, его историю, быт, экономику – это значит укоренять в себе любовь к родине», - читаем мы у владимирского писателя Сергея Никитина.

Наш лесистый уголок древней Владимирской земли имеет немало старинных сёл, возникновение которых теряется в глубине веков. К таким селам относится и село Завалино.

Как возникло само название, никто точно не знает. Мы будем придерживаться версии кольчугинского краеведа Валерия Ивановича Реброва. Он предполагал, что село Завалино возникло примерно в XI–XII веках. Для защиты от набегов соседей, а впоследствии от татарских набегов на определенном расстоянии от городов делались большие завалы леса. Видимо, такой большой завал существовал и по правобережью реки Пекши. За ним и возникло небольшое поселение, которое потом разрослось и получило название Завалино.

Отстраиваясь и развиваясь, к середине XIX века село Завалино стало красивым имением. Господский дом, хозяйственные постройки и парк, образующие усадебный комплекс (сейчас это посёлок Вишневый), органично вписаны в живописный ландшафт местности. Основным элементом усадьбы был трехэтажный господский дом. Первый этаж выстроен из кирпича, верхние этажи – деревянные. Дом был декорирован в формах, характерных для классицизма. Наличники окон первого этажа, а также дверного проема украшены замковым камнем. Необычно расположение окон на фасадах: ряд маленьких оконцев на третьем этаже и окна побольше на втором и первом. Оригинально были выполнены балконы дворового и главного фасадов. Поставленные на кирпичные арканы, они в сочетании с тесовой обшивкой, имитирующей рустованную штукатурку, создавали облик богатого усадебного дома. Внутренняя планировка представляла каре зал, замкнутых вокруг коридора. Интерьеры украшала лепнина, на полу – наборный паркет, имелись чугунный камин с мраморной доской и кафельная печь. К сожалению, в настоящее время господский дом полностью разрушен.
На территории усадьбы располагаются две служебные постройки. Одна из них – двухэтажная, кирпичная, под двухскатной кровлей с торцевыми вальмами. Назначение этой постройки в усадьбе не ясно, возможно, в ней находилось жилье. По планировке – это спаянный блок с лестницами посреди двух отсеков. Северный фасад украшен пилястрами и оригинальными арочными оконными проемами лестничных клеток. Это редкий памятник архитектуры хозяйственных построек русской помещичьей усадьбы XIX века.
Еще одно здание расположено в парке усадьбы. Это двухэтажный дом, у которого первый этаж - каменный, второй сложен из бревен. Декор – веерное завершение оконных проемов и прямоугольные ширинки над ними, рустованные пилястры по фасадам здания. Окна первого этажа имеют лучковую форму, украшены многопрофильными каменными наличниками. Сейчас это частное владение. Но надо сказать, что новый хозяин отнёсся к зданию с большим уважением. Оно было сохранено практически полностью. Кирпичный первый этаж – отремонтирован, но почти не изменился. Лишь деревянный верх обшит сайдингом. Интересно, что при ремонте подвала был обнаружен лаз в подземный ход. Им уже давно не пользовались. В глубине проход оказался завален. Пришлось замуровать лаз от греха подальше. По легенде здесь была целая система подземных ходов. Один туннель соединял Главное здание усадьбы с этой двухэтажкой, другой – со Свято-Казанским храмом, а третий – с церковью в Кудрявцеве. По карте последнее расстояние больше двух километров…Наверное, это всё-таки легенда.
Редкий памятник архитектуры начала XIX века, расположенный в парке – винный погреб, который был выстроен в связи с появлением винного завода. Кирпичная хозяйственная постройка, первоначально – трехкамерное помещение с погребом в центральной части. Все камеры перекрыты цилиндрическими сводами. К заднему фасаду впоследствии пристроили дополнительное помещение, облик здания «состарили», устроив пилястры с рустами и круглые окна – иллюминаторы.
Гордость села Завалина – Свято-Казанский храм. Белоснежный красавец в неоклассическом стиле был выстроен на живописном холме и освещен в 1815-м году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Когда шло строительство, местная помещица Елизавета Фёдоровна Акинфова, на чьи средства возводился храм, молилась о своих сыновьях – Фёдоре и Николае. Они оба были участниками Отечественной войны 1812 г., а в тот момент находились с русской армией в заграничном походе (1813–1814гг.), сражаясь с войсками наполеоновской Франции.
Пять небольших валунов, привезённых с Бородинского поля, по замыслу Елизаветы Фёдоровны должны были дополнительно подчеркнуть связь храма с подвигами русских воинов. Четыре камня сохранились до наших дней и лежат перед церковью посреди разбитого прихожанами цветника.
Елизавета Фёдоровна в девичестве была Грибоедовой. Это родная сестра Настасьи Фёдоровны, матери знаменитого писателя Александра Сергеевича Грибоедова. Да. У автора «Горя от ума» и отец, и мать до свадьбы носили одну и ту же фамилию и даже были дальними родственниками. Может быть, писатель бывал у тётки в имении, ведь служил Александр Сергеевич с 1813 года адъютантом у генерала от кавалерии Андрея Семёновича Кологривова, который в то время был вторым владельцем Завалина.

Акинфова Елизавета Фёдоровна
(урождённая Грибоедова)
Молитвы Елизаветы Фёдоровны были услышаны. Оба её сына вернулись с войны живыми и отмеченными наградами за боевые подвиги. Позже обзавелись семьями и прожили вполне достойные жизни. Фёдор Владимирович, которому в наследство досталось Завалино, был и предводителем дворянства Владимирской губернии, и сенатором. А его дочка, тоже Елизавета Фёдоровна, вышла замуж за Крузенштерна. Нет. Не за Ивана Фёдоровича, который большинству россиян известен, благодаря коту Матроскину, как человек и пароход. Тем же, кто лучше учил историю и географию, он известен ещё и как руководитель первой русской кругосветной экспедиции (1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»), а за его сына – Николая Ивановича Крузенштерна.
Тоже, к слову, героический человек был. Воевал с турками, усмирял польских повстанцев, проводил спецоперации против горцев Кавказа, сопровождал коронованных особ и даже выполнял некие секретные миссии. После одной из таких миссий в 1844 году в Прибалтике он привёз с собой, как было сказано в официальных документах, «младеницудевицу Емилию», которую позже они с женой с позволения Его императорского величества Николая I удочерили. После православного крещения девочка стала Елизаветой. Своих детей у Николая Ивановича и Елизаветы Фёдоровны не было.

За свою долгую службу царю и Отечеству Николай Иванович побывал тульским, орловским губернатором и одесским военным губернатором. Последнюю должность ему «посчастливилось» занять 2 февраля 1854 года, за месяц до того, как Великобритания и Франция объявили войну России.

Елизавета Фёдоровна в это время жила в Одессе и была попечителем местного сиротского приюта, где проживало 30 детей.

По окончании войны в 1856г. Николай Иванович был пожалован должностью сенатора, которую занимал 10 лет. В 1866 году Крузенштерн выходит в отставку и селится во Владимирской губернии. Кроме имения в Завалине он прикупил себе домик слева от Золотых ворот (дом № 1 по улице Большой Московской). Умер Николай Иванович Крузенштерн в 1881 году в возрасте 79 лет. Его жена Елизавета Фёдоровна пережила его на 11 лет. Она скончалась на 71-м году жизни, в августе 1892 года. Их могилы с почти сохранившимися надгробиями расположены возле северного входа Свято-Казанского храма.
Сто с лишним лет пребывал сельский храм благолепно украшенным снаружи, отличался богатым внутренним убранством, пока не наступил 1930 год.

Был в то время настоятелем храма священник Константин Абрамович Орлов, человек образованный и трудолюбивый. Случилась раз в селе беда – пожар обещал разгуляться по селу, и отец Константин первым поспешил на помощь сельчанам. Под умелым руководством священника пожар был потушен. За проявленное мужество и организованное руководство отец Константин был удостоен медали.

Революция 1917 года принесла православному людув Завалино, как и всюду по Руси, множество напастей и страданий.

В 1930 году после Троицына дня служба в храме была приостановлена, и оттого, что ни один из прихожан не посмел выступить против местного правления, храм был закрыт. Приехали в село тогда из района несколько человек. И остановились они на ночлег в доме священника, потому как двери его дома были для всех открыты. Но не отблагодарили за гостеприимство отца Константина. Отобрав ключи от храма, ворвались в него. Всё, что было ценное (ризы с икон, церковную утварь) увезли, ненужное кидали тут же, а иконы вытащили наружу, побросали в речку. Так и поплыли святыни прямо в Пекшу.

Опустел храм. Умолкла духовная святыня села, уступая место суетности житейских проблем крестьян. Отец Константин отправился служить в действующей Троицкой церкви села Олисавина, затем в приходской храм Кинешемского уезда, чуть позже перебрался в Завалино и работал при больнице. Заслышав о действующем храме в Киржаче, подался туда, чтобы продолжить служение Господу, там же мирно почил и был похоронен на местном кладбище в 1946 году.

Не так уж долго пришлось пустовать сельскому храму, потому как широко шагавшая по стране культурная революция требовала массовых увеселительных скопищ и зрелищ для отдыха трудового народа. И храм распоряжением местного правления был наскоро переоборудован под клуб. Вот только негоже было клубу пребывать под сверкающим золотом крестом, и пришлось руководству выделить деньги, чтобы снять крест. И был искушен этим соблазном некий Василий К., великолепно справившийся с поставленной перед ним задачей. Пал на землю золотой крест с Казанского храма, и пало великое горе на грешную душу Василия. На третий же день утонул в пруду его сынишка. Тут же скрутила неведомая хворь и его самого. И отправился на тот свет Василий, так и не придя во здравие.

Призадумался народ и убоялся содеянного. Мало уже кто мог голосить частушки в храме – озноб и дрожь пробегали по всему телу, и не по себе становилось неугомонным весельчакам. На том и заглох греховный балаган, учинённый в стенах православной святыни.

До начала 50-х годов храм пустовал, покуда не понадобился зерносклад. Там же соорудили и мельницу. Больше 30 лет храм был складом, некоторое время пустовал.
Наконец, сподобились завалинцы после долгих мытарств обернуться к Богу, вернулся к жизни Казанский храм. В январе 1991 года состоялось первое богослужение. А 27 сентября 1995 года, в праздник Воздвижения животворящего Креста Господня, установили крест на купол церкви. Сейчас восстановительные работы и оформление храма завершено, продолжается благоустройство территории. В 2004 году настоятелем храма стал отец Олег Ковалёв, потрясающе интересный человек очень сложной судьбы. В 2011 году он принял постриг иеромонаха с именем отец Онуфрий и по благословению владыки Евлогия, в то время возглавлявшего Владимирскую епархию, был оставлен настоятелем Свято-Казанского храма.

31 октября 2015 г., в год 200-летия, состоялось Великое освящение храма.
Более подробную информацию о владельцах усадьбы, храмах, об истории совхоза «Рабочий» можно узнать в Завалинской библиотеке.

Источники:

Ребров В. И. Наши корни: очерки по истории Кольчугинского края/ В. Ребров. - Кольчугино, 1992.

deadokey.livejournal.com

kolchugino.blagochin/ru


Made on
Tilda